
Держать прямую спину во время выполнения упражнения
Атлет должен перед приемом штанги на плечи свести друг к другу лопатки, чтобы получилась так называемая мышечная подушка в области плечевого пояса, на которую и нужно положить штангу.
Спортсмен, попробовав на небольшом весе 2-3 раза принять стартовое положение и найдя удобное для себя положение, может приступать к практическому опробыванию упражнения.
Упражнение лучше всего выполнять в целом, а не по частям. Это обусловлено тем, что в пауэрлифтинге соревновательные движения более просты по отношению к тяжелой атлетике. Небольшая скорость выполнения упражнений, жесткий (неподвижный) контакт атлет-штанга, небольшой вес штанги дают возможность оптимально контролировать движение штанги.
Тренер должен следить за тем, чтобы у спортсмена была прямая или слегка прогнутая спина.
Таким образом, разучивая классическое, а оно наиболее просто по своему исполнению, приседание, атлет “нарабатывает” мышечное чувство глубокого приседа, умение Держать прямую спину во время выполнения упражнения. За период обучения приседу, который может длиться 2-4 недели, организм спортсмена адаптируется к более тяжелым нагрузкам, которые имеют место при выполнении приседаний. Кроме этого спортсмен отрабатывает правильный ритм приседания и правильное (рациональное) дыхание, которое сопровождается задержкой.
Учитывая тот факт, что организм начинающего спортсмена плохо адаптирован к силовым напряжениям с задержкой дыхания, спортсмен должен совершенствовать технику приседа с малым и средним (не более 70%) весом, т.е. с тем весом, который он способен поднять 6-8 раз. При работе с таким весом он может произвольно регулировать свое дыхание и исправлять допущенные во время движения ошибки.
Освоив классический присед, атлет одновременно с использованием этого способа приседания начинает разучивать стиль сумо.
Тренеру здесь необходимо разъяснить ученику, что этот способ более рационален и перспективен для дальнейшего роста результатов.
Дело в том, что новички, приходящие в секции для занятий атлетизмом, не всегда ориентированы на конкретные занятия пауэрлифтингом. Их чаще интересуют так называемая “накачка” мышц, вес поднимаемой штанги
вообще и в приседаниях в частности.
Классические приседания просты в исполнении и на первоначальном этапе дают заметный рост результатов, что удовлетворяет новичков. Отсюда
задача тренера на этом этапе убедить их за счет повышения мотивации к занятиям пвауэрлифтингом на переход к более перспективной технике исполнения приседании. Другое дело, когда юноши (девушки) пришли в секцию и решили заниматься именно пауэрлифтингом. Здесь тренеру нет необходимости столь серьезно убеждать своих учеников о переходе на более совершенную технику.
Но при обучении тренеру необходимо учитывать и этот момент для привлечения учеников для занятий пауэрлифтингом.
Далее ученик начинает осваивать сумо-стиль в приседаниях. Он характерен более низким расположением штанги на плечах атлета и более широкой расстановкой ног на старте. Здесь нет четких рекомендаций о величине расстановки стоп и конкретном местоположении штанги на плечах. (Но не ниже 3 см от верхнего края трапециевидной мышцы). Этот поиск носит имперический характер. Но при этом необходимо учитывать следующие факторы:
1. Морфологические особенности занимающегося. Например, если у атлета длинное туловище и короткие ноги, то ему не рекомендуется слишком широкая расстановка ног и низкое расположение штанги на плечах, так как в этом случае он “потеряет” свое преимущество. Или, наоборот, короткое туловище и длинные конечности (ноги) требуют более выгодного расположения штанги и различных частей тела атлета, а именно: более низкого расположения штанги на плечах и широкой (до известных величин) расстановки ног. Весовые категории (собственный вес атлетов) учитываются в обязательном порядке.
; 2. Функциональные особенности. Так, например, очень сильные ноги по отношению к мышцам разгибателям туловища приведут к тому, что выгодней будет “загружать” четырехглавую мышцу бедра, а это можно сделать, если штанга располагается достаточно высоко на плечах - ноги расставлены на ширине таза или чуть шире.
3. Психологические особенности. Под этими особенностями необходимо прежде всего понимать так называемую “комфортность”. Так, например, спортсмену рекомендуют расстановку ног шире или уже, вес штанги расположить выше или ниже на плечах и обосновывают теоретическую выгоду изменений. Но спортсмен, выполняя эти рекомендации, чувствует себя дискомфортно - либо болевые ощущения, либо чувствует себя значительно слабее, чем во время “старой” техники. Поэтому не всегда тренеру необхо-димо настаивать на изменении техники выполнения упражнений. Выбрав для себя наиболее выгодные и удобные стартовые положения, спортсмен продолжает осваивать движение.
На этом этапе обучения вес штанги остается небольшим и выполняется (поднимается) в одном подходе 4-6 раз. Здесь возможны ошибки, которые могут допускать спортсмены: это сгибание спины во время вставания, недосесед нарушение ритмической структуры движения.