
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ
Обучение в пауэрлифтинге - это педагогический процесс, предполагающий приобретение необходимых знаний, воспитание специальных навыков и развитие двигательных и волевых качеств.
Обучение и тренировка - единый процесс. В обучении используются методы тренировки, в тренировке присутствуют элементы обучения. Естественно, что на первых порах занятий с начинающими атлетами преобладает обучение: изучаются техника силового троеборья, специальные упражнения, средства общей физической подготовки, теоретические основы пауэрлифтинга. Этап начальной подготовки весьма ответственный. От него во многом зависят дальнейшие спортивные результаты, общая культура спортсмена.
Обучение и тренировка, как педагогический процесс, строятся на принципах сознательности, активности, систематичности, последовательности, наглядности, прочности, доступности.
Принцип сознательности требует осмысленного, вдумчивого отношения к занятиям, понимания изученного материала, оценки своих сил и возможностей, критического отношения к своим действиям в обучении и тренировке, на соревнованиях, самоанализа техники выполняемых упражнений, выбора рациональных упражнений для тренировки, понимания и сознательного выполнения требований, связанных с тренировкой и соблюдением режима. Здесь чрезвычайно важно доходчивое объяснение изучаемого материала.
Принцип активности означает, что занимающиеся активно, творчески участвуют в процессе обучения и тренировки. Тренер должен развивать у своих воспитанников стремление узнавать различные методы тренировки, варианты техники соревновательных упражнений. На занятиях воспитывается умение самостоятельно совершенствовать технику силового троеборья.
Активность - это стремление расширять свои знания, самостоятельный анализ
ошибок на соревнованиях.
Принцип активности тесно связан с принципом сознательности.
Принцип систематичности и последовательности предполагает соблюдение следующих трех правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Изучать технику соревновательных упражнений нужно в такой последовательности, которая обеспечила бы быстрое формирование того или иного навыка.
Занятия должны проводиться планово и регулярно.
Требования, предъявляемые к организму, должны возрастать постепенно.
Принцип наглядности. Он помогает создать правильное представление об изучаемом упражнении, повышает качество и эмоциональность занятий. Показ изучаемых упражнений с их кратким объяснением, кинограммы, рисунки, фото, плакаты, кино и т.п. - основные средства, обеспечивающие соблюдение этого принципа. Немаловажны также посещения соревнований и тренировок ведущих мастеров пауэрлифтинга.
Принцип прочности. Знания, умения и навыки, получаемые в процессе обучения и тренировки, должны прочно усваиваться и закрепляться. Достигается это повторением пройденного материала параллельно с изучением нового. Для более прочного усвоения материала используются прикидки, участие в соревнованиях. Регулярные занятия и достаточно частые повторения упражнений формируют полноценные навыки, развивают силу, быстроту, гибкость, выносливость.
Принцип доступности. В занятиях необходимо учитывать возраст, физическую подготовленность, стаж тренировочных занятий и т.п. Без знания индивидуальных особенностей трудно определить нагрузку, подобрать сред- , ства тренировки, совершенствовать техническое мастерство, составить индивидуальные планы тренировок. При составлении планов тренировок на период обучения преподавателю необходимо распределять изучаемый материал так, чтобы он был по силам его воспитанникам.