ОБЩИЕ ОСНОВЫ
Изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, всестороннее развитие физических и волевых качеств спортсмена происходят в процессе обучения и тренировки.
Обучение и тренировка — две тесно связанные стороны единого педагогического процесса. Основное содержание и цель обучения — освоение нового материала и формирование двигательных навыков. Цель тренировки — закрепление и совершенствование технических и тактических навыков, развитие физических и волевых качеств, достижение высоких спортивных результатов.
В учебно-тренировочном процессе борцов старших разрядов обучение занимает сравнительно мало места. Главным является совершенствование, тренировка. Поэтому мы в основном остановимся на методике этой части подготовки борца.
Спортивное мастерство борца тем выше, чем богаче его арсенал технических и тактических средств, чем с большим искусством он ими владеет, чем выше его фи- зическая и волевая подготовка. В процессе тренировки необходимо уделять внимание совершенствованию всех этих сторон, ибо достижение высокого класса мастерства невозможно, если хотя бы одна из них будет развита слабо.
Рост спортивных результатов борца и их стабильность могут быть достигнуты лишь при условии многолетней, систематической, методически правильно построенной, круглогодичной тренировки. Наибольшего эффекта удается добиться в том случае, когда рационально исполь
зуются различные средства, формы и методы занятий, с учетом имеющихся условий и индивидуальных особенностей занимающихся.
Достижение высоких спортивных результатов немыслимо без затраты большого труда со стороны борца, без преодоления им трудностей. В связи с этим первостепенное значение имеет воспитание трудолюбия, упорства и настойчивости в характере спортсмена.
Процесс тренировки проходит гораздо успешнее, если борец разбирается в теории и методике своего вида спорта, знаком с основами физиологии, анатомии, психологии, если он не слепо выполняет задания тренера, а действует сознательно, ясно представляя себе, что и зачем он делает, чего добивается. Поэтому тренер должен разъяснять ученикам каждое задание, его значение и цель.
Не менее важен интерес, активность, творческое отношение спортсменов к занятиям. Чтобы каждая тренировка была интересна для занимающихся, необходимо избегать однообразия, использовать различные формы, методы и средства тренировки. Нередко борцы, даже с интересом занимающиеся, не проявляют активности, не используют ранее накопленных знаний и опыта, не вносят ничего своего в тренировку. Чаще всего это случается, когда тренер излишне опекает своих учеников, лишает их самостоятельности.