Приобретенные навыки утрачиваются
Прежде чем включить тот или иной прием в число
средств, которые будут использованы в соревнованиях,
рекомендуется многократно проверить его в тренировочных и контрольно-соревновательных схватках. Однако это не означает, что борцы высокого класса, имеющие большой опыт и запас прочно усвоенных навыков, не могут использовать в особо благоприятных условиях технические действия, недостаточно отработанные, или даже такие технические действия, которые они вообще не изучали.
Приобретенные навыки утрачиваются, если они не применяются и не закрепляются в течение продолжительного времени. Поэтому в тренировке должно отводиться достаточно времени систематическому повторению ранее освоенного материала.
Задачи тренировки не исчерпываются совершенствованием технического и тактического мастерства борца, развитием его физических качеств. Одна из важнейших сторон тренировочного процесса — воспитание моральноволевых качеств борца. Мы имеем в виду не только качества, необходимые в единоборстве, но и те, которые определяют и характеризуют советского спортсмена, советского человека, — высокую сознательность, широкое умственное развитие, культуру поведения, чувство патриотизма, коллективизм и т. д. В связи с этим чрезвычайную важность приобретает роль тренера-воспи- тателя.
Тренер обязан интересоваться всей многогранной жизнью своих учеников, а не ограничиваться лишь их успехами в спорте, он должен направлять и контролировать спортсменов не только в спортивном зале, но и в быту, учебе, труде.
Советский тренер не имеет права оставаться равнодушным к нарушению норм поведения его воспитанниками, даже если это происходит за пределами спортивного зала и не отражается на тренировках. Совершенно необходимо реагировать на каждый проступок, независимо от того, мал он или велик. Как поступать в каждом кон< кретном случае, тренеру должны подсказать его педагогическое чутье, такт и опыт. Никаких общих рецептов здесь нет и быть не может. Уместны все меры воздействия — от товарищеской беседы с глазу на глаз до обсуждения в коллективе, от замечания до строгих рзысканий.
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН МАСТЕРСТВА
Все стороны мастерства борца тесно связаны между собой. Поэтому, совершенствуя одну из них, борец одновременно улучшает до некоторой степени и другие. Методика и средства совершенствования каждой из сторон мастерства во многом одинаковы. Например, такое средство, как схватка, может быть с одинаковым успехом использовано и для совершенствования технического и тактического мастерства борца, и для развития любых физических качеств, и для морально-волевой подготовки, а повторение по праву считается общим методом для всея видов тренировки борца.
Вместе с тем для совершенствования каждой из сторон мастерства борца есть свои наилучшие пути и средства, своя методика.