Изучая бросок через спину
При освоении тактики выполнения приемов в стойке переход от одного упражнения к другому осуществляется в такой последовательности. Сначала борец в упражнении с партнером выполняет прием с заранее осуществленным захватом стоя на месте, а затем в движении из благоприятной ситуации. Хорошо освоив проведение приема в таком упражнении, он приступает к выполнению из благоприятной ситуации уже одновременно обеих частей приема, причем вначале на месте, а затем в движении.
Например, изучая бросок через спину захватом руки и шеи, борец выполняет этот прием на месте при заранее осуществленном захвате с несопротивляющимся партнером в момент, когда он подает туловище вперед.
Усвоив такое выполнение приема, борец упражняется в проведении его из благоприятной ситуации в движении в момент, когда партнер, продвигаясь вперед, заканчивает шаг (если борец проводит прием в правую сторону, то он выполняет его из правой стойки в момент, когда партнер заканчивает шаг правой ногой и носком вот-вот коснется ковра). Следующим упражнением будет выполнение захвата одновременно с броском в момент, когда партнер протягивает правую руку, чтобы захватить упражняющегося за шею. Выполняется это упражнение вначале на месте, а затем в движении.
Когда борец научится использовать благоприятную ситуацию в высоком боевом темпе на месте и в движении, в упражнении с партнером, он совершенствуется в использовании этой ситуации в учебно-тренировочной схватке, где партнер периодически создает ее, а упражняющийся стремится правильно использовать.
На следующем этапе совершенствование в использовании данной ситуации идет в тренировочных, контрольных и, наконец, в соревновательных схватках.
Благоприятные ситуации, как правило, быстротечны. Поэтому требуется большое искусство, чтобы уловить их
и своевременна использовать для проведения технического действия. Чтобы освоение и совершенствование выполнения приема из благоприятных ситуаций, возникающих в ходе схватки, шло успешнее, рекомендуется усложнять задачу упражняющегося постепенно. Вначале партнер должен воспроизводить ту или иную благоприятную динамическую ситуацию на такое время, чтобы дать возможность упражняющемуся успеть среагировать на нее. С течением времени длительность благоприятной ситуации нужно постепенно сокращать. В конечном итоге упражняющийся приобретает способность быстро улавливать благоприятный момент и своевременно реагировать на него проведением соответствующего технического или тактического действия.