Длительность перерывов для активного отдыха в отдельном занятии, в течение дня, недельного цикла и т. д.
Зависит от тренированности борца, нагрузки, которую он получил и которую ему предстоит выполнить вслед за ней, а также от условий, в которых проходит активный отдых. От тренированности зависит и длительность интервала между большими (максимальными) нагрузками.
Поэтому нельзя слепо следовать заранее составленным (даже самым удачным) планам тренировки. Придерживаясь их, лучше в каждом конкретном случае решать вопрос о снижении, повышении или сохранении нагрузки, основываясь на педагогических наблюдениях и опыте и учитывая данные врачебного4 контроля, самоконтроля спортсмена. Это приобретает особое значение в период подготовки к соревнованиям, когда организм спортсмена близко подходит к границам, за которыми лежат перенапряжение и перетренировка.
Иногда нужно давать повышенную нагрузку и в тех случаях, когда спортсмен жалуется на недостаточно хорошее самочувствие, но объективными данными врачебного контроля и педагогическими наблюдениями это не подтверждается. Такие жалобы могут быть вызваны плохим настроением, отсутствием желания работать, и повышенная нагрузка заставит спортсмена мобилизовать волю.
Необходимая степень выносливости, способность свободно выдерживать нагрузку в каждой схватке и в соревнованиях в целом вырабатывается путем применения различных средств и методов.
Специальная выносливость вырабатывается в схватках, а также посредством выполнения специальных упражнений с партнером, имитационных упражнений без снарядов и со снарядами (чучелом, мешком).
Чтобы вести схватку в высоком темпе, то есть быстро и целенаправленно действовать в течение 12 минут, сохраняя при этом достаточно силы и быстроты, рекомендуется применять следующие наиболее эффективные методы развития выносливости.
1. Метод нарастающего времени: постепенно (от заня
тия к занятию) увеличивать время схватки, сохраняя высокий темп.
2. Метод нарастающего темпа: постепенно (от занятия к занятию) увеличивать темп, сохраняя одну и ту же продолжительность схватки.
3. Переменный метод: сохраняя неизменным продолжительность схватки, вести схватку^на различных ее отрезках в различном темпе — то в высоком, то в низком; от занятия к занятию сокращать отрезки борьбы, проводимые в низком темпе, и увеличивать отрезки борьбы, ведущиеся в высоком темпе, до тех пор пока они не сольются. Таким образом вырабатывается способность вести всю схватку в высоком темпе, не уставая.
4. Повторный метод: вести схватку в высоком темпе (две-три в одном занятии или по одной в нескольких занятиях), сохраняя неизменным ее продолжительность.
Можно пользоваться также комбинированным методом: сочетать в процессе тренировки два первых метода.