Успех в воспитании морально-волевых качеств

Успех в воспитании морально-волевых качеств

вкл. . Опубликовано в Техника борьбы

Одним без опасения можно указывать на недостатки в присутствии всей группы, другим, болезненно самолюбивым или чрезмерно застенчивым, только с глазу на глаз. На одних похвала действует положительно — ободряет и вдохновляет, на других, склонных к переоценке своих сил, отрицательно — порождает зазнайство, самоуверенность.

Подобных примеров можно привести великое множество, и перечислить их все, конечно^ невозможно. Но и тех, которые приведены, вполне достаточно, чтобы подтвердить необходимость для тренера знания особенностей психики своих учеников, постоянного внимательного изучения их.

Успех в воспитании морально-волевых качеств стоит

в прямой зависимости от того, насколько правильно построен учебно-тренировочный процесс, в частности от правильной последовательности нарастания трудности учебно-тренировочного материала.

Если в процессе тренировок занимающийся выполняет только легко дающиеся ему упражнения, осваивает и совершенствует только не трудные для него технические действия, упускается возможность воспитания воли и настойчивости. Более того—это, как подтверждает практика, ведет к снижению волевых качеств и, как следствие, спортивных результатов.

С другой стороны, если учебно-тренировочный материал непомерно труден для борца и он при всех усилиях не может с ним справиться, это также приносит вред: рождается неуверенность, появляется нежелание работать.

Путь к высоким стабильным результатам долог и тернист. Первая обязанность тренера позаботиться о том, чтобы облегчить спортсмену движение к вершине мастерства, приучив его постепенно и настойчиво преодолевать преграду за преградой, воспитывая в себе волю и настойчивость, смелость и уверенность.

Эти качества вырабатываются у борца тогда, когда он, постепенно переходя к все более и более трудному, успешно справляется со своими задачами, то есть при условии соблюдения правильной последовательности в обучении, совершенствовании техники и тактики, развитии физических качеств. Пока борец не обретет твердой уверенности в способности выполнить то или иное действие в одних условиях, не рекомендуется эти условия усложнять.

Но тренер должен следить и за тем, чтобы борец не перешел границу, за которой уверенность подменяется самоуверенностью или зазнайством. Случается, что борец, очень хорошо владевший несколькими техническими действиями, удачно проводящий их в трудной обстановке и вообще успешно выступающий в соревнованиях, решает, что он достиг вершины мастерства и никакой противник для него не представляет опасности. Как следствие такого глубокого ошибочного убеждения появляется пренебрежительное отношение к противникам, недостаточное внимание к разведке и планированию тактики ведения схваток, маскировке своих действий, а зачастую и пренебрежительное отношение к тренировкам. Это чревато очень неприятными последствиями: сначала борец останавливается в своем росте, а потом постепенно утрачивает мастерство, и спортивные результаты его снижаются.



  Ваше мнение: