Задача тренера
Всеми мерами: своевременным указанием на ошибочность такого мнения, внушением, повышением трудности заданий, подбором заведомо сильных партнеров в тренировочных схватках, осуждением коллективом и т. п. — предотвратить подобное явление.
Нередко борцы не обладают достаточной смелостью, боятся проводить свои излюбленные действия в сложной ситуации. Причина этого, как правило, кроется в ошибках учебно-тренировочного процесса, заключающихся в том, что борцу не приходилось на тренировках прилагать больших волевых усилий к тому, чтобы провести свои действия в трудных условиях, из различных положений и в различных ситуациях.
Трусость часто порождается и тем, что в учебно-тренировочном процессе не соблюдается необходимая последовательность в преодолении трудности, имеет место излишняя поспешность при переходе от менее сложного к более сложному. Например, не закрепив как следует навык проведения приема в тренировочных схватках, борец пытается применить прием на соревнованиях и терпит неудачу. В итоге может возникнуть чувство страха и нежелание пользоваться этим приемом в дальнейшем.
То же самое может произойти, если из раза в раз борец проводит тренировочные схватки с партнером, значительно превосходящим его в силе или мастерстве.
Боязнь, неуверенность могут возникнуть также вследствие того, что инвентарь, оборудование, которыми пользуются борцы, не отвечают требованиям. Часто даже незначительные физические травмы, возникшие вследствие непригодности помещения, ковра и т. д., вызывают травмы психические: спортсмен испытывает страх перед выполнением технического действия или элемента, при проведении которого он получил повреждение, и не может себя заставить повторить его. Приходится тратить много сил и времени, пока удается победить это чувство.
Существует весьма широкий круг средств и методов, позволяющих создавать в процессе тренировок условия, различные по степени трудности. Это — задания боль
шой, средней и малой трудности на совершенствование техники и тактики; упражнения с партнером при разной степени сопротивления последнего; схватки различного характера, темпа, продолжительности и т. п.
Эффективен для воспитания волевых качеств метод выполнения упражнений, связанных с преодолением усталости. Так, например, занимающемуся дается задание поддерживать высокий темп на последних минутах схватки, когда он испытывает чувство усталости, вести более продолжительную по времени схватку или активно вести борьбу в высоком темпе во второй половине схватки со «свежим» партнером.