Метод от страха
Подобный метод применяется и в том случае, когда борец физически вполне подготовлен к ведению схватки в высоком темпе в течение всех 12 минут, но когда он считает, что выносливости у него хватит не более чем на 10 минут. Тренер дает борцу задание вести схватку в высоком темпе в продолжение 10 минут, выдавая при отсчете времени 12, а то и более минут, за 10. По окончании схватки он показывает ученику секундомер, и тот наглядно убеждается, что вполне сумел выдержать темп в течение более продолжительного времени, чем рассчитывал. Воспользовавшись этим, нужно тут же убедить борца, что он вполне может выдержать высокий темп в течение 12 минут.
Иногда случается, что борец, прекрасно проводящий самые трудные схватки во время тренировок, не выдерживает обстановки соревнований и выступает гораздо ниже своих возможностей. Такому спортсмену рекомендуется чаще проводить на тренировках контрольные схватки соревновательного характера в обстановке, предельно близкой к условиям соревнований (при наличии
судей, обязанности которых могут выполнять другие занимающиеся). Ему полезно также участвовать в показательных выступлениях, чтобы привыкнуть к ведению схватки в присутствии зрителей.
Внесение соревновательных элементов в учебно-тренировочный процесс вообще положительно сказывается на воспитании волевых качеств. Так, например, выполняя упражнение на задание: кто сумеет большее число раз повторить его, борец максимально мобилизуется, стремится преодолеть усталость, чтобы не отстать о г товарищей.
С целью совершенствования волевых качеств хорошо также применять упражнения (в том числе и специальные), для выполнения которых требуются смелость и решительность. Например, из исходного положения стоя на коленях, руки соединены за спиной, падение вперед; кувырки через препятствие; перевороты назад; сальто, броски прогибом и т. п.
Трудно переоценить роль тренера в воспитании морально-волевых качеств спортсмена. Он обязан постоянно контролировать занимающихся и убеждать их в необходимости уделять этой области подготовки должное внимание, используя с данной целью все случаи своего общения с учениками — в спортивном зале и вне его.