Во всех вопросах воспитания спортсмена играет коллектив
В воспитании морально-волевых качеств нельзя добиться эффекта, несмотря на все усилия тренера, если спортсмен не будет относиться к этому сознательно. В значительной степени совершенствование воли, смелости, решительности и т. д. достигается самовоспитанием. Спортсмен должен быть глубоко убежден, что эти качества необходимы ему, и стремиться всеми мерами развивать их.
Немалый ущерб совершенствованию волевых качеств приносит излишняя опека тренера. О какой инициативе, решительности в проведении действий можно говорить, если борец привык к тому, что все трудные вопросы за
него решает тренер. Необходимо предоставлять достаточную самостоятельность и активность борцам старших разрядов в решении вопросов, связанных с подготовкой к соревнованиям (планирование тренировок, подбор средств решения тактических задач и т. п.), участием в соревнованиях, в анализе их результатов и в других вопросах тренировки.
Очень большую роль во всех вопросах воспитания спортсмена играет коллектив. То, что зачастую не под силу одному тренеру, легко и просто делает коллектив. Но для этого необходимо, чтобы коллектив был дружным, сплоченным, чтобы спортсмены дорожили его спортивной честью, хранили и развивали хорошие традиции, ставили общие интересы выше личных, уважали друг друга и стремились во всем помочь товарищу.
Такой коллектив вряд ли может сложиться там, где ограничиваются только встречами в часы занятий и соревнований. Общие интересы, взаимное уважение, дружба возникают в коллективе тогда, когда его члены вместе участвуют в общественно-полезной работе, вместе отдыхают — посещают кино, театры, выставки, музеи, обмениваются мнениями об увиденном или прочитанном, когда в коллективе обсуждаются не только спортивные успехи и недостатки занимающихся, но и их успехи в труде или учебе, поведение в быту. При таких взаимоотношениях, как правило, у каждого возникает потребность поделиться с товарищами своими мыслями и планами, посоветоваться.
Здоровым, дружным можно считать только тот коллектив, в котором развиты критика и самокритика, в котором не покрывают, не замалчивают проступки и недостатки отдельных его членов.
Мощным средством воспитания и организации коллектива является стенгазета, если в ней отражается вся многогранная жизнь коллектива — ход учебно-тренировочного процесса, трудовые успехи спортсменов, их участие в общественной деятельности, если материалы газеты острые, злободневные, направленные на показ достижений и критику недостатков.
Отличительная черта сплоченного коллектива — взаимопомощь в учебно-тренировочной работе, стремление сильных поделиться своими знаниями и опытом, помочь отстающим товарищам в изучении и совершенствовании
техники и тактики, в подготовке к соревнованиям. Если такой традиции в коллективе нет, тренеру нужно прививать ее, поручая то одному, то другому из своих воспитанников помогать товарищу.