Спортсмены старших разрядов
При определении общей нагрузки в утренней разминке борца нельзя упускать из виду ее главной задачи — подготовки организма к трудовой деятельности в течение дня. Разумеется, нагрузка не должна быть большой. После всех проделанных упражнений спортсмен должен ощущать бодрость, жизнерадостность и не испытывать усталости или вялости. Незначительная усталость может, конечно, появиться, но, если нагрузка не была чрезмерной, она должна быстро пройти и смениться бодрым настроением, желанием действовать, двигаться, работать.
Тот, кто ежедневно проводит методически правильно построенную утреннюю разминку, привыкает к довольно значительному объему работы и успешно решает как ее основную, так и дополнительные задачи.
Некоторые спортсмены, даже старших разрядов, проделывают утреннюю разминку только в период подготовки к соревнованиям и то неохотно, подчиняясь требованиям тренера. Свое отношение к этому виду занятий они мотивируют тем, что испытывают усталость после выполнения упражнений. Такие борцы сами лишают себя одного из важных путей совершенствования мастерства. Что же касается усталости, то она является результатом того, что организм не приучен к выполнению подобного рода работы. Усталость исчезнет, если нагрузку упражнений наращивать постепенно, если утренняя разминка станет не эпизодическим, а ежедневным явлением в жизни спортсмена.
Наибольшую пользу приносит утренняя разминка, проводящаяся на свежем воздухе. Если же заниматься приходится в помещении, оно должно хорошо проветриваться.
По окончании разминки рекомендуются душ, купа- ние или обтирание.
Теоретические знания по методике тренировки, основам техники и тактики, режиму, сгонке веса, самоконтролю, анализу соревнований, разбору особенностей противника и т. д. крайне необходимы борцу. Без них невозможен сознательный подход к учебно-тренировоч- ному процессу и участию в нем.
Помимо знаний вопросов теории своего вида спорта, борцу нужны также теоретические знания по другим дисциплинам, на которых строится процесс спортивной тренировки, — по физиологии, анатомии, психологии, педагогике, врачебному контролю.
Комплекс этих знаний борец получает из бесед, лекций. Проводятся они либо в специально отведенное время (15—25 минут) на учебно-тренировочных занятиях, либо на специальных теоретических занятиях.
Теоретическое занятие должно быть живым по форме и интересным по содержанию. Преподносимый мате
риал следует иллюстрировать яркими убедительными примерами из практики и наглядными пособиями (кино- граммами, кинокольцовками, учебными кинофильмами). Отдельные положения необходимо сопровождать практическим показом, который может проводить тренер или сильнейшие борцы из группы.