СХВАТКИ
Упражняясь с партнером, борец имеет возможность совершенствовать приемы в целом, а также отрабатывать их отдельные детали.
Упражнения с партнером в значительной мере позволяют добиться четкого, с максимальной быстротой, выполнения приема на фоне отдельных тактических эпизодов, встречающихся в схватках. Благодаря этому стирается грань между выполнением приема вне схватки и в схватке.
К числу специальных упражнений с партнером следует отнести также значительную часть так называемых простейших форм борьбы — борьбу на отрыв от ковра, на освобождение от захватов и т. д.
Особое место среди специальных упражнений борца занимают схватки. Схватки могут быть учебные, учебнотренировочные, тренировочные, контрольные и соревновательные.
Такое условное подразделение необходимо для того, чтобы полноценно и правильно решать задачи тренировочного процесса.
Учебная схватка предназначается для изучения и освоения нового материала по технике и тактике борьбы. Характерная ее особенность состоит в том, что степень сопротивления партнера в такой схватке обусловливается задачами, которые ставятся перед упражняющимся борцом.
Чаще всего партнер сопротивляется в полсилы и в ходе схватки создает упражняющемуся благоприятные условия для выполнения приема.
Обычно учебная схватка посвящается освоению ка* кого-либо одного приема, элемента или сочетания приемов и проводится только в стойке или только в партере. Темп избирается медленный или средний, чтобы борец имел возможность тщательно контролировать свои действия. Такая схватка длится непродолжительное время: борющиеся не должны чувствовать усталости, которая будет мешать правильному усвоению приема.
В процессе схватки борцы могут меняться ролями по
истечении определенного времени и по мере выполнения задания.
Тренер может прерывать учебную схватку, чтобы указать на ошибку и разобрать ее причины. Интересен такой методический прием: по сигналу тренера борцы «замирают» в том положении, в каком их застал сигнал. Это дает возможность очень наглядно разобрать оагиб- ку занимающихся.
Очень важна роль партнера в учебной схватке. Он должен не слепо следовать заданию, а стараться сделать все от него зависящее, чтобы упражняющийся борец мог полноценно решить стоящую перед ним задачу. По возможности он может дать оценку действиям упражняющегося, правильно сориентировать его, указать на недостатки.