Методика обучения ампутации
Методика обучения определяется уровнем ампутации, конструкцией протеза, наличием ампутаций правой, левой или обеих конечностей.
Применение лечебной физической культуры при ампутации верхних конечностей в комплексе с другими мероприятиями и в сочетании с использованием элементов спорта и трудотерапии обеспечивает наилучшую реабилитацию инвалидов с более полноценным использованием современных функциональных протезов.
После ампутации нижних конечностей с 3-4-го дня (при отсутствии противопоказаний) осуществляется вставание, включаются упражнения на равновесие и на подготовку оставшейся конечности к повышенным нагрузкам. При односторонних ампутациях больной обучается ходьбе с двумя костылями. При двусторонних ампутациях больной обучается самостоятельному переходу в коляску и передвижению в ней.
После снабжения больного учебно-тренировочными протезами включаются упражнения в положении стоя Л на них с постепенно увеличивающимся давлением на культю, упражнения в движении протезом, стоя на здоровой ноге, упражнения на равновесие, стоя на протезе, обучение ходьбе на протезе.
Ходьба на протезах резко повышает энергозатратыпо сравнению с нормой. Это требует в период подготовки к протезированию использовать в процессе занятий значительные физические нагрузки, подготавливающиек ходьбе.
В завершающем периоде применения лечебной физкультуры после ампутаций как верхних, так и нижних конечностей, для больных молодого и среднего возраста включаются видоизмененные спортивные игры, выполняемые в протезах и без них, сидячий волейбол, настольный теннис, городки и пр.